О фронтовике, молитвеннике, труженике

БАТЮШКА-ГРОМ

Жизнеописание иеросхимонаха Нифонта (Санталова)
(1925—2005)

Война государства, открыто направленная на уничтожение Православия, на протяжении всех лет Советской власти, то усиливалась, то ослабевала, в зависимости от обстоятельств меняя свои формы, велась непрерывно. Верующим пришлось жить в условиях гонений, ссылок, преследований в течение всей своей жизни. Слабые и нерешительные отступали от веры, а чистые сердцем непоколебимо хранили православные традиции.
«Именно благодаря их самоотверженному стоянию в вере даже до смерти мы пользуемся сегодня свободой вероисповедования, в безопасности совершаем богослужения, имеем возможность трудиться на миссионерском поприще, в деле религиозного просвещения сограждан, на ниве социальной диаконии»

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II
Рекомендованная цена — 220 р
Бумажная
Электронная
Купить отпом
Интернет-магазин «Благовест»
Православный магазин «Зёрна»
Интернет-магазин «Символик»
Магазин электронных книг «ЛитРес»
Книга «Батюшка-гром»
Заказать оптом
О КНИГЕ
Мы расскажем об одном из подвижников ушедшей уже эпохи — иеросхимонахе Нифонте (Санталове).
Отличительными его чертами были искренность, строгость и милосердие. С виду суровый, он имел доброе и милующее сердце, редкостный по силе и красоте голос. На приходе в с. Хорошилово его, подобно апостолам Иакову и Иоанну, называли «батюшка-гром» за то, что он не стеснялся говорить правду и за «пламенеющую» любовь к Богу. Рядом с ним забывались обиды, скорби и неприятности. И как легко было идти за Христом, имея такого духовного наставника!
Жизнь и труды иеросхимонаха Нифонта (Санталова), его родителей и сестер являются примером верности Богу и дают представление о сокровенной жизни православных христиан в годы гонений и воинствующего атеизма прошлого века.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Детство. Раскулачивание. Санталовы на Соловках. Исповеднический подвиг родителей, жившихм по заповедям Христа
Глава 2. Юность. Война. Утверждение в подвиге исповедничества ХРИСТА
Глава 3. Послевоенные годы. Поиск жизненого пути
Глава 4. Учеба в Московской Духовной Семинарии
Глава 5. Общение со старцами
Глава 6. Годы учёбы в Ленинградской Духовной Академии
Глава 7. Рукоположение
Глава 8. Служение в Казанском храме. Знакомство с духовными чадами святого праведного Иоанна Кронштадского. Перевод В Пятницкий храм села Боево
Глава 9. Возрождение храма святого великомученика Димитрия Солунского в селе Хорошилово
Глава 10. Болезнь. На покое. Старческое служение людям
Глава 11. Кончина. Похороны
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
иеросхимонах Нифонт (Санталов)

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

По материалам статьи протодиакона Александра Киреева, Журнал Московской Патриархии (2005.09)
Павел Михайлович Санталов родился 31 октября 1925 года в деревне Артемовке Мордовского района Тамбовской области, в крестьянской семье. Его отец, Михаил Макарович, был плотником, мать, Нина Федоровна, – домохозяйкой, у них было семеро детей.
Семья Санталовых была верующая. Батюшка рассказывал: «Мамин отец, дедушка Федор, был регентом в церкви. Он рано умер. Шестерых детей воспитала бабушка Прасковья. Очень верующей была отцова мама – Марфа Петровна. Я уже малым мальчишкой читал в храме... Знал церковную службу...»
В детстве и юности Павлу, как и всем его братьям и сестрам, довелось пережить немало трудностей и испытаний. В 1930-е годы семья Санталовых за то, что родители не захотели вступать в колхоз, была выслана на Соловки. «Два года на Соловках были все вместе, – вспоминал отец Павел. – Потом дети там начали болеть и умирать. Сжалились над нами, написали письма родственникам: кто желает – приезжайте и забирайте детей. Нас спасла тетя Дарья, мамина сестра, она за нами приехала. Отца с мамой поначалу отпустили, а потом опять забрали. Сидели они в разных лагерях. Умер папа в лагере в Новосибирской области.
Мне удалось скрыть, что я сын „врагов народа". О том, что буду монашествовать, для себя решение принял еще на Соловках...
Нас обвинили в заговоре, потребовали снять крестики... Я это сделать отказался. Тогда меня «тройка» приговорила к расстрелу...
На фронт ушел в 1943 году. На фронте был со своими семью классами образования самым грамотным. Я один год приписал, чтобы уйти в армию. И надо же, какое испытание, – я попал в войска НКВД. Был смирным, исполнительным – это меня и подвело. Там было очень и очень строго с верующими. Никаких верующих! Солдаты, служившие в войсках НКВД, должны были подавать пример служения новой власти...
Я знал наизусть многие молитвы, несколько акафистов. Залезал в свободное время под нары и там молился. Потом ко мне примкнули еще несколько ребят. Нас обвинили в заговоре, потребовали снять крестики... Я это сделать отказался. Тогда меня «тройка» приговорила к расстрелу... Не знаю, почему, но в последний момент расстрел отменили... Меня в части «попом» звали. Уважали очень. Даже завидовали: вот, мол, не побоялся даже смерти – остался с крестом...
Мне многое доверяли. Часто в разведку ходил. Часто выдвигали на передний план, где я в окопе сидел со стереотрубой и вел корректировку огня. Один раз меня снайпер выследил... Господь спас. В момент его выстрела я присел, и пуля попала в стереотрубу, прямо около окуляра, в который только что смотрел...
Мне в армии не было никаких наград, никаких поощрений... А было за что... Но всякий раз насмехались: пусть меня Сам Бог награждает. И не понимали, как они этим поднимали и укрепляли мой дух...»

На войне Павел Михайлович получил ранение и контузию. Когда вернулся, его отца уже не было в живых. Вместе с матерью и сестрами Павел переехал на жительство в Воронеж, где жил его старший брат.
В 1953 году Павел поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1957 году. После окончания семинарии он не мог определить, какой избрать путь – семейный или монашеский. Тогда архиепископ Воронежский и Липецкий Иосиф (Орехов, † 1961) благословил его продолжить образование в Духовной академии. В 1958 году Павел поступил в Ленинградскую Духовную академию, которую окончил в 1962 году со степенью кандидата богословия, и был направлен в Воронежскую епархию. В том же году архиепископом Воронежским и Липецким Сергием (Петровым, † 1990) он был рукоположен во диакона целибатом, затем – во пресвитера и назначен клириком Казанского храма в Отрожке в Воронеже, где прослужил шестнадцать лет. Затем, по не зависящим от него обстоятельствам, отец Павел был переведен в Курскую епархию и назначен в храм в селе Хорошилово Новооскольского района (ныне Белгородская епархия).


Семинарист Павел Санталов с сестрой Раисой (слева)
Приход хорошиловского храма был малочисленный и бедный. Церковная сторожка, где проживал отец Павел, была настолько ветхая, что даже архитектор не смог определить, в каком веке она была построена. Зарплату в храме батюшка не получал, жил на приношения прихожан и свою военную пенсию, да и из нее нередко брал деньги на нужды храма. У отца Павла было много друзей и знакомых в Москве, Ленинграде, в Сибири, на Дальнем Востоке, которые его не забывали. А батюшка всех помнил, за всех молился: его личный помянник включал несколько сот имен, поэтому проскомидию он начинал с шести часов утра.

Жил отец Павел один. Изредка ездил в Воронеж, где жили и работали его одинокие сестры, которые в последнее время приняли иноческий постриг. В свободное время отец Павел занимался строительными работами – плотницкому ремеслу он научился у отца. Сам закупал стройматериалы, сам пилил, строгал, резьбу делал, ковал. Обвязывался веревкой и сам, без всякой страховки, взбирался на купол храма и в одиночку ставил стропила, укреплял кровлю, делал кирпичную кладку...
Тайком от местных властей отец Павел приглашал художников расписывать храм. Да и сам им помогал, не гнушаясь работой подмастерья.

о. Павел в алтаре храма Димитрия Солунского в с. Хорошилово
Батюшка оказывал материальную помощь для восстановления многих храмов. По его молитвам, с его помощью открылась домовая церковь в школе-интернате в Воронеже.
Храм в Хорошилове очень красив. И с трудом верится, что кто-то сознательно мог препятствовать появлению на свет такой красоты. Но, увы, в эпоху гонений находились такие люди. И ничего бы не было, если бы не Божия помощь и старания настоятеля, отца Павла, который более двадцати лет прослужил в этом храме во время атеистического разгула.

За ревностное служение Богу и людям отец Павел был удостоен Священноначалием многих церковных наград, включая митру. Он награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени, а также юбилейными правительственными медалями в связи с годовщинами окончания Великой Отечественной войны.
В конце 1990-х годов здоровье батюшки, подорванное в годы войны, стало ухудшаться: зрительный нерв частично атрофировался, что привело к полной слепоте. И вскоре после инсульта слепнущий пастырь вынужден был уйти на покой по болезни.
Отец Нифонт переехал в Воронеж, стал жить в доме со своими сестрами, инокинями. Дом, в котором жил батюшка, был похож на церковный музей: все стены увешаны иконами и картинами на библейские сюжеты. Этот дом для отца Нифонта был домашней церковью.
На покое в своем доме в Воронеже,1998
Схимонахиня Иоанна (Анисимова), монахиня Марина (Санталова), монахиня Римма (Санталова)
Картины в доме о. Нифонта
Во время болезни отец Павел принял монашеский постриг с именем Павлин, в честь святителя Павлина Милостивого, епископа Ноланского. Последние четыре года он был прикован к постели, не мог двигаться. За два года до смерти принял схиму с именем Нифонт, в честь преподобного Нифонта Афонского.

Каждую неделю по вторникам к отцу Нифонту приходил молодой священник, который напутствовал его Святыми Таинами, не раз в течение болезни он был соборован. Почти ежедневно больного навещали духовные чада. Последние пять лет ежегодно приезжал из Москвы его старый друг, с которым он был знаком более пятидесяти лет.
У отца Нифонта до самой смерти сохранилась память и духовная рассудительность. По его молитвам исцелялись и к нему приезжали люди из других сел и городов.
В последнее время отец Нифонт очень страдал от боли, начала чернеть нога, врачи предлагали ампутацию, но батюшка отказался, сказав: буду мучиться до конца. Он терпеливо переносил страдания.
Отец Нифонт на одре болезни
26 мая 2005 года отец Нифонт в полном сознании отошел в вечность. В тот же день, по облачении почившего, гроб перевезли во Введенский храм в Воронеже, где над ним непрестанно читалось Евангелие. Потом по благословению епископа Липецкого и Елецкого Никона гроб с телом иеросхимонаха Нифонта был перевезен в Задонск.
В тот же день в скиту Богородицкого мужского монастыря в Задонске, в храме Параскевы Пятницы, Владыка Никон с монастырским духовенством совершил чин отпевания, после чего гроб был обнесен вокруг собора и погребен на территории монастыря.

Дополнительные материалы
Фотографии
Картины
Стихи
Биография
Отец Нифонт любил живопись, в Воронеже в его доме все стены от пола до потолка в картинах на библейские сюжеты
31 октября 1925
Павел Михайлович Санталов родился в селе Артёмовка Мордовского района Тамбовской области в верующей многодетной крестьянской семье
1943
Ушёл на фронт. Приписал один год, чтобы уйти на войну. В действующей армии находился на Западном Фронте в 16-м отделении тяжелой минометной бригады
1945
По заключению военной гарнизонной был признан негодным к несению службы и как инвалид III группы был освобожден от военной обязанности
Раскрыть
1953—1957
Годы обучения в Московской Духовной Семинарии
1958
Павел поступил в Ленинградскую духовную академию
1962
Окончил духовную академию со степенью кандидата богословия и был направлен в Воронежскую епархию
8 октября 1962
В день памяти преподобного Сергия Радонежского, в Покровском храме города Воронежа, архиепископом Воронежским и Липецким Сергием (Петровым, † 04.02.1990) был рукоположен в диаконы целибатом.
4 ноября 1962
В Казанском храме города Воронежа, отец Павел Санталов был рукоположен во пресвитера
26 декабря 1962
Иерей Павел Санталов назначен третьим штатным священником в Казанский храм города Воронежа
25 октября 1968
Иерея Павла Санталова назначили настоятелем Пятницкой церкви села Боево
5 апреля 1972
За усердное служение иерей Павел был возведен в сан протоиерея
27 декабря 1973
Назначен на должность настоятеля Димитрия Солунского церкви села Хорошилово Старооскольского района Белгородской области
4 мая 1981
Патриархом Московским и всея Руси Пименом протоиерей Павел Санталов награжден крестом с украшением
23 апреля 1986
Награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени, а также юбилейными правительственными медалями в связи с годовщинами окончания Великой Отечественной войны
8 августа 1997
После перенесения инсульта по состоятнию здоровья выведен за штат
28 октября 1997
Пострижен в монашество с именем Павлин в честь святителя Павлина Милостивого, епископа Ноланского
26 мая 2005
В полном сознании отец Нифонт отошёл в вечность
Не ропщи
Не ропщи, человек,
Что ты мал и незначим,
Что прожил ты свой век -
И для всех не понятен.

Не ропщи, беднота,
Без угла и без хлеба,
Знать, твоя тягота –
Дар особенный неба.

Не ропщи, что больной,
Одержимый недугом –
Через крест тот святой
Будешь Господу другом.

Предназначен тебе,
Как жребий служенья.
Такое твоё
На земле назначенье.
Будь Путеводитель нам…
Будь Путеводитель нам
Спасительной стезею,
Чтоб по Твоим идти стопам
Указанным нам Тобою.

В трудный жизни час
Услышь сердечный стон,
Подкрепи в пути Ты нас –
Когда враги со всех сторон.

Ты дай мне лекарство – утешенье,
Утешь своим Ты Словом
Дай крепости, терпенья
Покрой своим покровом.

К цели будущих благ
Подай мне крепких сил
К Царству направь, ускори шаг,
Чтоб враг в пути не сокрушил.

Подай Господи мне утешенье
Вечный душевный покой
Всех небесных благ наслажденье –
Источник воды живой.
Духовному собрату (акростих)
«Даром получили, даром отдавайте, —
Учил так Господь. — Недужных очищайте».
Христос Спаситель ходя по земле,
Очищал от болезней всегда и везде.
Все Ему возможно, все в Его руках,
Но я живу на свете, гнию весь во грехах.
О, Боже Всещедрый, в защиту взойди,
Меня, несчатливца, от бед сохрани,
У тебя вся защита, у Тебя весь покров.
Страшусь я смерти — и к ней не готов.
О, как мне молиться о своих грехах?
Бога я прогневал во всех своих делах,
Рад бы о грехах плакать день и ночь,
А так же прошу в молитвах мне помочь.
Творца и Бога на помощь призовем,
У него всегда спокойствие найдем.
Так возьми меня с Собою…
Так возьми меня с Собою,
К чудной родине святой.
И стремится всей душою –
Где блаженство и покой.

Где нет печалей, ни воздыханий,
Слёзы горькие не льют,
Ароматы благоуханья
Там покой всегда дают.

Так возьми меня с Собою
В тот Небесный чудный край,
Пойдем спасительной стезею,
Боже, крепости нам дай!

Мы стремимся всей душою
Одного Тебя любить,
Омыть грехи своей слезою,
Дела правды лишь творить.

Так возьми меня с Собою
По тернистому пути,
И бороться лишь со тьмою,
У Бога помощь нам найти.

Помощь в минуту испытаний
И в печали всей земной,
В минуты скорби и страданий
Буди, Боже, Ты со мной.

Так возьми меня с Собою
К той чудесной красоте
Украшаться чистотою,
И ум держать нам в высоте.

Помышленьем лишь о Небесном
Всегда помнить смертный час,
Идти к Богу путем тесным,
Сохрани Ты, Боже, нас.

Так возьми меня с Собою
Пойдем шагом мы одним
В пути буду лишь с Тобою,
В жизни с Богом будем, с Ним.

И так будем мы стремиться
К Богу только в Небеса,
И в раю нам лишь вселиться,
Где Небесная краса.
Молитесь обо мне (акростих)
Молитву слезну я пролью к тебе:
«О! Иисусе Сладчайший, помоги Ты мне
Любовь и веру всегда мне иметь
И Богу в сей жизни молиться и петь.
Творец, Творец, Создатель мой,
Если буду в скорби - помоги в печали злой.
Страданья вечные меня устрашают,
И видимые враги на меня нападают.
О, Матерь Божия! Молись обо мне,
Бога, сына Своего проси Ты обо мне.
Он все мои грехи любовью простит,
Меня, грешного раба, в правой вере утвердит.
Но о! так же, дорогие, прошу теперь я вас,
Если есть время – то помолитесь о нас.
Над книгой работали
Автор-составитель: Галина Авдеева
Корректор и редактор:
Анастасия Зимихина
Вёрстка: Татьяна Сосенкова
Обложка: Сергей Чистяков
Выходные данные
ISBN: 978-5-9909846-4-6
Гриф ИС РПЦ: ИС Р17-702-0055
Год выпуска 2017 г.
Формат 84×108/32
Объём 176 стр.
Твёрдый переплёт
Тираж 2000 экз.
Галина Авдеева
Выпускница Центра дополнительного образования МДА Троице-Сергиевой Лавры
Оформление заказа
Отправьте нам свои контактные данные и пожелания к заказу